Информационное право №2 – 2024
DOI: 10.55291/1999-480X-2024-2-4-8
Ученый, педагог, космонавт, герой и просто уникальный человек
Морозов А.В.
Аннотация. В июне 2024 года исполнилось 75 лет Юрию Михайловичу Батурину. Это ученый, педагог, космонавт, герой и просто уникальный человек. В 1996 году в МИФИ под его руководством была создана кафедра компьютерного права, которая вела учебный процесс по организационно-правовой подготовке студентов – специалистов в сфере информационной безопасности. В настоящее время Ю. М. Батурин более 10 лет возглавляет кафедру компьютерного права и информационной безопасности Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Статья посвящена воспоминаниям автора, работавшего более 20 лет профессором на тех кафедрах, которыми руководил Ю. М. Батурин, практике становления высшего профессионального образования и науки, где идет подготовка уникальных кадров высшей квалификации по направлению информационной безопасности.
Ключевые слова: Батурин Юрий Михайлович, кафедра компьютерного права и информационной безопасности, МГУ имени М. В. Ломоносова, искусственный интеллект, магистерская программа, информационное общество, цифровая экономика, информационная безопасность.
Abstract. Yuri Mikhailovich Baturin turned 75 in June 2024. He is a scientist, a teacher, an astronaut, a hero and just a unique person. In 1996, at the MEPHI, under whose leadership the Department of Computer Law was established, which conducted the educational process for the organizational and legal training of students of specialists in the field of information security. Currently, Y. M. Baturin has been the head of the Department of Computer Law and Information Security at Lomonosov Moscow State University for more than 10 years. The article is devoted to the memoirs of the author, who worked for more than 20 years as a professor at the departments headed by Yu.M. Baturin, the practice of establishing higher professional education and science, where unique highly qualified personnel are being trained in the field of information security.
Keywords: Baturin Y.M., Department of Computer Law and Information Security, Moscow State University named after M. V. Lomonosov, artificial intelligence, master’s program, information society, digital economy, information security.
DOI: 10.55291/1999-480X-2024-2-9-12
Рекомендации по развитию законодательства Российской Федерации о цифровом аватаре
Минбалеев А.В.
Аннотация. Целью исследования является выработка рекомендаций по развитию законодательства Российской Федерации о цифровом аватаре. Методология. Исследование проведено посредством комплекса фи- лософских, общенаучных и специальных правовых методов познания. Результаты. Развитие системы цифрового профилирования и социального рейтингования в России неизбежно ведет к необходимости защиты прав гражданина в части получения информации о том, как происходят сбор и оценка его цифрового профиля; как осуществляется формирование его рейтинга в рамках цифрового профиля и цифрового аватара; какие технологии и средства использовались в этом процессе, в том числе не использовались ли технологии искусственного интеллекта; не было ли дискриминационных параметров оценки и сопоставления данных на уровне алгоритмов систем искусственного интеллекта; использовались ли технологии веб-скрейпинга и давал ли гражданин согласие на их применение и др. Все эти положения должны найти отражение в российском законодательстве, в том числе рекомен- дуется установить ответственность за нарушение этих требований. Важно обеспечить защиту прав пользователей сети Интернет, социальных сетей, цифровых платформ при создании различных рейтингов и оценок; не допускать ограничения гражданской правоспособности, если оно осуществляется на основе решения, принятого автомати- зированным образом, и гражданину не было предоставлено всей необходимой информации для определения воз- можности решить, стоило ли ему вступать в соответствующие цифровые отношения и создавать цифровой аватар. Ключевые слова: информационная безопасность, информационное право, ответственность, профилирование, цифровой аватар, цифровое право, цифровой профиль, цифровая трансформация, цифровизация.
Abstract. Purpose. The purpose of the study is to develop recommendations for the development of the legislation of the Russian Federation on the digital avatar. Methodology. The research was conducted through a set of philosophical, general scientific and special legal methods of cognition. Results. The development of a digital profiling and social rating system in Russia inevitably leads to the need to protect the rights of citizens in terms of obtaining information about how their digital profile is collected and evaluated; how their rating is formed within the framework of a digital profile and a digital avatar; what technologies and tools were used in this process, including whether they were used artificial intelligence technologies; whether there were discriminatory parameters for evaluating and comparing data at the level of algorithms of artificial intelligence systems; whether web scraping technologies were used and whether the citizen gave consent to their use, etc. All these provisions should be reflected in Russian legislation, including liability for violation of these requirements. It is important to ensure the protection of the rights of users of the Internet, social networks, and various digital platforms when creating various ratings and ratings; to prevent restrictions on civil legal capacity if it is carried out on the basis of a decision made in an automated manner and the citizen has not been provided with all the necessary information to determine the possibility of deciding whether it was worth it to enter into appropriate digital relations and create a digital The avatar.** Keywords: information security, information law, responsibility, profiling, digital avatar, digital law, digital profile, digital
transformation, digitalization.
DOI: 10.55291/1999-480X-2024-2-13-16
Подходы к правовому регулированию искусственного интеллекта в КНР
Брюховецкий И.В.
Аннотация. Цели: проанализировать основные положения вступившей в силу в августе 2023 года нормы в отношении регулирования отрасли искусственного интеллекта (далее – ИИ) в КНР, выявить основные особенности китайского подхода к контролю над данной областью, в том числе с учетом их возможного применения в законодательстве Российской Федерации. Методология. Исследование проведено посредством комплекса специальных правовых и общенаучных методов познания, в частности правового анализа. Результаты. На основе проведенно- го исследования автором сделан вывод о важности инноваций в области регулирования ИИ для развития отрасли. Установлено, что в КНР активно ведутся изыскания по поиску оптимальных решений в области правового регули- рования быстроразвивающихся технологических направлений, в частности генеративного ИИ. Государственные организации предпринимают попытки выработки норм с упреждением, закладывая в нормативные документы обобщенные концепции, которые будут формировать отрасль в дальнейшем. Интерес представляет отличие меж- ду китайским и европейским подходами к контролю над технологиями ИИ. Отмечена позиция китайских исследо- вателей в отношении перспективного задействования генеративного ИИ и его вероятного дальнейшего развития в составе общественных и экономических процессов. Проведен анализ взгляда исследователей КНР на основные проблемы в области безопасности ИИ.
Ключевые слова: искусственный интеллект, генеративный искусственный интеллект, информационная безо- пасность, угрозы безопасности, нормативно-правовое регулирование искусственного интеллекта.
Abstract. Purpose. To analyze the main provisions of the norm that came into force in August 2023 regarding the regulation of the AI industry in the PRC, to identify the main features of the Chinese approach to control over this area, including taking into account their possible application in the legislation of the Russian Federation. Methodology. The study was conducted through a set of special legal and general scientific methods of cognition, in particular, legal analysis. Results. On the basis of the conducted research the author has made a conclusion about the importance of innovations in the field of regulation of artificial intelligence for the development of the industry. It is established that in the PRC there is an active search for optimal solutions in the field of legal regulation of rapidly developing technological areas, in particular AI. State organizations make attempts to develop norms proactively, laying down in regulatory documents generalized concepts that will shape the industry in the future. In this regard, the differences between Chinese and European approaches to controlling the AI industry are of interest. The position of Chinese researchers regarding the promising technological capabilities of generative artificial intelligence and its probable further development as part of social and economic processes is noted. The view of PRC researchers on the main problems in the field of AI security is analyzed.**
Keywords: artificial intelligence, generative artificial intelligence, information security, security threats, legal regulation of artificial intelligence.
DOI: 10.55291/1999-480X-2024-2-17-21
От цифровых прав к блокчейн-юриспруденции
Чеботарев В.Е., Правкин С.А.
Аннотация. В статье рассмотрены особенности правового регулирования цифровых прав, приобрете- ния и распоряжения ими, что требует усиления надежности институционального правового регулирования, на- ряду с регулированием юридическими средствами информационных систем и совершения действий в них. Методология. В основе проведенного исследования использованы общенаучные методы: диалектический ме- тод, методы формальной логики, аналитический метод. Результаты. Авторы на основе проведенного исследова- ния определяют, что в целях эффективного функционирования информационных систем нужна оптимальная регу- ляторная правовая основа не только в практическом, но и в теоретическом плане. Делается вывод о необходимости совершенствования правовой теории и законодательства в данной сфере, что способствует защите цифровых прав и лиц, совершающих сделки с ними.
Ключевые слова: цифровые права, цифровые финансовые активы, распределенный реестр, институт циф- рового права, электронные платформы и сервисы, массив цифрового права, утилитарное цифровое право, токен.
Abstract. The article considers the issues of peculiarities of legal regulation of digital rights, acquisition and disposal of them, which requires strengthening the reliability of institutional legal regulation along with regulation by legal means of information systems and performance of actions in them. Methodology. General scientific methods were used: dialectical method, methods of formal logic, analytical method. Results. Based on the research conducted, the authors determine that in order to ensure the effective functioning of information systems, an optimal regulatory legal framework is needed, not only in practical but also in theoretical terms. It is concluded that it is necessary to improve the legal theory and legislation in this area, which will contribute to the reliable protection of holders of digital rights and persons making transactions with them.** Keywords: digital rights, digital financial assets, distributed registry, digital law institute, electronic platforms and
services, digital law array, utilitarian digital law, token.
DOI: 10.55291/1999-480X-2024-2-22-24
Информация в системе объектов гражданских прав в новом Гражданском кодексе Республики Таджикистан
Меликов У.А., Нодиров Ф.М.
Аннотация. В статье авторы рассматривают отдельные новеллы в новом Гражданском кодексе Республики Таджикистан, касающиеся информации как объекта гражданских прав. Материалы и методы исследования. Авто- ры используют в исследовании методы анализ, синтеза, классификации, сравнения. Результаты. Авторы по итогам сравнительного анализа приходят к выводу, что хотя, в отличие от прежней нормы ст. 140 ГК РТ (где в качестве объекта гражданских прав была закреплена информация), в статье 136 нового ГК РТ в качестве объекта гражданских прав указана теперь «охраняемая информация», данное положение существенно не влияет на регулирование гражданских отношений по поводу информации на практике. Авторы классифицирует нормы по поводу информа- ции как объекта гражданских прав на две группы: 1) нормы, регулирующие имущественные отношения, и 2) нор- мы, регулирующие личные неимущественные отношения. Дискуссия. Делается вывод, что в рамках гражданско- го права информация, в отличие от других объектов гражданских прав, имеет комплексный характер. Поэтому ее правовая оценка зависит от ее значения, а также правового режима каждого вида информации.
Ключевые слова: гражданский кодекс, Таджикистан, информация, объект права, защита, регулирование, от- ношения, правовой режим, имущественный, неимущественный.
Abstract. In the article, the authors consider certain novelties in the new Civil Code of the Republic of Tajikistan concerning information as an object of civil rights. Materials and methods of research. The authors use methods of analysis, synthesis, classification, and comparison in their research. Results. Based on the results of a comparative analysis, the authors conclude that although, unlike the previous norm, art. 140 of the Civil Code of the Republic of Tatarstan (where information was fixed as an object of civil rights), Article 136 of the new Civil Code of the Republic of Tatarstan now specifies “protected information” as an object of civil rights, but this provision does not significantly affect the regulation of civil relations regarding information in practice. The authors classify the norms regarding information as an object of civil rights into two groups:
1) rules governing property relations and 2) rules governing personal non-property relations. Discussion. It is concluded that in the framework of civil law, information, unlike other objects of civil rights, has a complex character. Therefore, its legal assessment depends on its meaning, as well as the legal regime of each type of information.
Keywords: civil Code, Tajikistan, information, object of law, protection, regulation, relations, legal regime, property, non-property.
DOI: 10.55291/1999-480X-2024-2-25-30
Предупреждение коррупционных рисков в сфере закупок при помощи искусственного интеллект
Астанин В.В.
Аннотация. Статья посвящена анализу и оценке прикладной состоятельности современных разработок по анти- коррупционной проблематике в сфере закупок. Приводятся статистика индексируемых публикаций и патентов по тема- тическим разработкам в этой сфере, а также уголовно-правовая статистика преступлений коррупционной направлен- ности, совершаемых в связи с закупками. Автор обращает внимание на резервы стимулирования антикоррупционных разработок в возможностях использования технологий искусственного интеллекта. Экспериментальный полигон их при- менения рассмотрен на примере сферы закупок, где фиксируемые учеными идентификаторы рисков коррупции могут приобрести прикладной характер использования без участия человека для оперативного и повсеместного их выявле- ния на основе работы взаимосвязанных облачных систем вычисления их содержания и признаков противоправности из контекста массива больших данных публичных сервисов (информационных, справочных, законодательных, методи- ческих, правоприменительных). Итоговый алгоритм работы искусственного интеллекта предлагается рассматривать в генерировании нейронными сетями процессуально-значимых документов для целей превентивного реагирования на обнаруженные риски коррупции, не допускающего наступления неблагоприятных правовых последствий, при игно- рировании которого цели преобразуются в обеспечение доказательств совершенного виновного деяния и определе- ние мер юридической ответственности для их применения компетентными органами.
Ключевые слова: антикоррупция, научные исследования, методология научного познания, коррупционные риски, коррупциогенность, закупки, предикатные нарушения, предупреждение, законодательство, искусственный интеллект, Dataset, GPT, Big Data, блокчейн-технологии.
Abstract. The article is devoted to the analysis and assessment of the applied consistency of modern developments on anti-corruption issues in the field of procurement. The article provides statistics of indexed publications and patents on thematic developments in this area, as well as criminal law statistics of corruption offences committed in connection with procurement. The author draws attention to the reserves of stimulating anti-corruption developments in the possibilities of using artificial intelligence technologies. The experimental testing ground of their application is considered on the example of the procurement sphere, where the identifiers of corruption risks recorded by scientists can acquire an applied nature of use without human participation for their prompt and widespread detection based on the operation of interconnected cloud systems for calculating their content and signs of illegality from the context of the Big Data array of public services (information, reference, legislative, methodological, law enforcement). The final algorithm of artificial intelligence is proposed by the author in the generation of procedurally significant documents by neural networks for the purpose of preventive response to the detected risks of corruption, preventing the occurrence of adverse legal consequences, ignoring which the objectives are transformed into the provision of evidence of the committed offence and determination of legal liability measures, for their application by competent authorities.**
Keywords: anti-corruption, scientific research, methodology of scientific knowledge, corruption risks, corruptibility, procurement, predicate offences, prevention, legislation, artificial intelligence, Dataset, GPT, Big Data, blockchain technology.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ – Рекомендации участников XV Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности»
г. Москва 23 апреля 2024 г.
FINAL DOCUMENT – Recommendations of the participants of the XV International Forum «Innovative Development through the Intellectual Property Market»
Abstract. The participants of the XV anniversary International Forum «Innovative Development through the Intellectual Property Market», held on April 23, 2024 at 8 regional venues in the EAEU countries, adopted a final document – recommendations that contain the results of an analysis of the state of law, economics and management in the field of intellectual property in the EAEU, CIS and BRICS countries and a list of specific measures for the following six directions:
1) The strategy of competitiveness and sovereignty in a multipolar world, 2) The Goals of sustainable development and the strategy of the intellectual property market in the digital economy, 3) legal protection of intellectual property and harmonization of national legislation, 4) the economics of intellectual property and innovation, 5) legal protection of intellectual property,
6) centralization of regulation and administration in the field of intellectual property ownership as a condition of competitiveness. The final document – recommendations of the Forum reflects the main provisions of the annual analytical report of the RNIIIS
«On the state of legal protection, use and protection of intellectual property in the EAEU, CIS and BRICS in 2023». The final document was sent to international and interstate organizations (UN, WIPO, WTO, UNESCO, ISO/IEC, SCO, CIS, EEC, EAEU, Union State) and to the highest national authorities and academies of sciences of the EAEU, CIS and BRICS countries. The full version of the final document and materials of the Forum in Russian and English is available on the website of the RNIIIS as the directorate of the Forum (https://rniiis.ru, https://rniiis.com ) and on the websites of its organizers.
DOI: 10.55291/1999-480X-2024-2-46-48
Классификация цифровых платформ: к вопросу о дифференциации их правовых режимов
Данилин Р.Д.
Аннотация. Цель. В статье рассматривается необходимость классификации цифровых платформ для дальнейшего определения различий их правовых режимов, выделяются их виды по различным критериям, в частности по отраслевому, функциональному и юрисдикционному назначению. Исследование не касается проблемы определения цифровой
платформы с точки зрения его полноты и достоверности. Методы. Методологической основой исследования является комплексное использование общенаучных методов системного анализа, в частности анализируются основания для проведения классификации цифровых платформ. Результаты. Рассмотрены и сформулированы виды цифровых платформ, приведено их разграничение по ряду критериев в целях усовершенствования правовой системы.
Ключевые слова: информационное право, цифровое право, цифровая платформа, классификация, информационное общество, цифровая экономика, информационная система, классификация, правовой режим.
Abstract. Purpose. The article discusses the classification of digital platforms, identifying their types according to various
criteria, in particular, by industry, functional and jurisdictional purpose. The study does not address the problem of the definition
of a digital platform in terms of its completeness and reliability. Methodology: general scientific methods (the dialectical method,
the methods of formal logic, the analytical method). Results. In order to improve the legal system it considered the types of digital
platforms and formulated their differentiation according to a number of criteria.**
Keywords: information law, digital law, digital platform, classification, information society, digital economy, information system, classification, legal regime.