Информационное право №2 – 2023

Печать

DOI: 10.55291/1999-480X-2023-2-4-8

 10 лет научно-педагогической деятельности кафедры компьютерного права и информационной безопасности Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова

 Морозов А.В.

 Аннотация. Статья посвящена истории и итогам 10-летнего опыта деятельности кафедры компьютерного права и информационной безопасности на факультете Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова, которую бессменно возглавляет член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, летчик-космонавт России, Герой России Юрий Михайлович Батурин. Результаты. За 10 лет деятельности кафедра успешно прошла этап становления и ведет учебный процесс на бакалавриате, в магистратуре, аспирантуре, осуществляет повышение квалификации и подготовку кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук). Огромной популярностью пользуется в МГУ межфакультетский курс кафедры «Кибернетические и организационно-правовые основы деятельности систем искусственного интеллекта».

Ключевые слова: кафедра компьютерного права и информационной безопасности, МГУ имени М. В. Ломоносова, искусственный интеллект, магистерская программа, информационное общество, цифровая экономика, информационная безопасность.

 Abstract. The article is devoted to the history and results of 10 years of experience of the Department of Computer Law and Information Security at the Faculty of the Higher School of State Audit of Lomonosov Moscow State University, which is permanently headed by Corresponding member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Law, pilot-cosmonaut of Russia, Hero of Russia Yuri Mikhailovich Baturin. Results. For 10 years of its activity, the department has passed the stage of formation and conducts the educational process at the bachelor’s, master’s, postgraduate courses, carries out advanced training and training of highly qualified personnel (candidates and doctors of science). The interfaculty course of the department «Cybernetic and organizational and legal foundations for the activity of artificial intelligence systems» is very popular at Moscow State University.

Keywords: Department of Computer Law and Information Security, Moscow State University named after

M. V. Lomonosov, artificial intelligence, master’s program, information society, digital economy, information security.

 

 DOI: 10.55291/1999-480X-2023-2-9-12

 Формирование цифровых компетенций в современном юридическом вузе (на примере Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА))

 Минбалеев А.В.

 Аннотация. Цель. Статья посвящена анализу опыта формирования цифровых компетенций в современном юридическом вузе на примере Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Рассматривается комплекс образовательных возможностей, образовательных программ и дисциплин, в рамках которых современные обучающиеся будущие юристы приобретают цифровые навыки. Исследуется опыт как внедрения специальных дисциплин, например, дисциплины «Информационно-технологическое обеспечение деятельности юристов (LegalTech)», так и реализации специальных проектов – функционирование лаборатории инноваций «LegalTech», реализации образовательной программы «Автоматизация юридических процессов» в рамках проекта «Цифровая кафедра» и др. Активное развитие современных информационных технологий обусловливает необходимость появления новых требований к подготовке современных юристов цифровой среды. Они, в свою очередь, оправдывают потребность в развитии цифровых компетенций. Процесс формирования последних с каждым годом оказывает все большее значение в условиях развития особого образовательного пространства современных образовательных организаций высшего образования – «цифровых университетов». Практически у каждого вуза сегодня формируется система отношений, обусловленная цифровизацией всех его функций и активным внедрением в цифровую среду. Не исключением является и система юридического образования. Методология: диалектика, анализ, формально-юридический метод. Результаты. Цифровые компетенции для современных юристов способствуют не только креативности мышления, профессиональной инициативе, но и позволяют в большей степени осмысливать и использовать технологии в достижении юридических целей, грамотно оценивать те или иные технологические решения на всех жизненных циклах информационных систем.

Ключевые слова: информационные технологии, информационно-технологическое обеспечение деятельности юристов, образовательные программы цифровой среды, Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), цифровое право, цифровая кафедра, цифровые компетенции, юридическое образование, информатика.

 Abstract. Purpose. The article is devoted to the analysis of the experience of the formation of digital competencies in a modern law university on the example of The O.E. Kutafin University (MSAL). The complex of educational opportunities, educational programs and disciplines within which modern future lawyers acquire digital skills is considered. The experience of both the introduction of special disciplines, for example, the discipline «Information technology support of lawyers (LegalTech) », and the implementation of special projects – the functioning of the innovation laboratory «LegalTech», the implementation of the educational program «Automation of legal processes» within the framework of the project «Digital Department» and others. The active development of modern information technologies necessitates the emergence of new requirements for the training of modern lawyers in the digital environment. They, in turn, justify the need for the development of digital competencies. The process of formation of the latter is becoming more and more important every year in the context of the development of a special educational space of modern educational institutions of higher education – «digital universities». Almost every university today has a system of relations formed due to the digitalization of all their functions and active introduction into the digital environment. The system of legal education is no exception. Methodology: dialectics, analysis, formal legal method. Results. Digital competencies for modern lawyers contribute not only to creative thinking, initiative in achieving goals, but also allow them to comprehend and use technologies to a greater extent in achieving legal goals, competently evaluate certain technological solutions at all life cycles of information systems.

Keywords: information technologies, information technology support of lawyers’ activities, educational programs of the digital environment, Kutafin University (MSLA), digital law, digital department, digital competencies, legal education, informatics.

 

 DOI: 10.55291/1999-480X-2023-2-13-17

 Цифровая компетентность кадров для транспортного комплекса в условиях цифровой трансформации государства

 Чеботарева А.А., Малёшина Л.М.

 Аннотация. Цель. В статье рассмотрены вопросы изменений в ходе цифровой трансформации требований к профессиональным компетенциям будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления, а также юридического профиля. Акцентируется внимание на актуальных вопросах цифровой компетентности кадров для транспортного комплекса в условиях цифровой трансформации государства. Методология. В основе проведенного исследования используются общенаучные методы: диалектический метод, методы формальной логики, аналитический метод. Результаты. Авторы на примере опыта выстраивания образовательных траекторий Российским университетом транспорта демонстрируют направления формирования цифровой компетентности будущих специалистов для всего транспортного комплекса. Делается вывод о значимости цифровой компетентности в работе транспортного комплекса с учетом особенностей его формирования и развития, необходимости обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, противостояния инцидентам информационной безопасности на транспорте. Доказывается приоритетное значение разработки механизмов повышения цифровой компетентности кадров для транспортного комплекса в условиях реализации Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, цифровая экономика, модель компетенций, цифровая грамотность, цифровая компетенция, цифровые технологии, транспортная образовательная организация, транспортный комплекс, ключевые профессиональные компетенции.

 Abstract. Purpose. The article deals with the issues of changes in the course of digital transformation of the requirements for professional competencies of future specialists in the field of state and municipal administration, as well as in the legal profession. Attention is focused on topical issues of digital competence of personnel for the transport complex in the context of digital transformation of the state. Methodology. General scientific methods were used: dialectical method, methods of formal logic, analytical method. Results. Using the experience of building educational trajectories at the Russian University of Transport as an example, the authors determine the directions for the formation of digital competence of future specialists for the entire transport complex. The conclusion is made about the importance of digital competence in the work of the transport complex, taking into account the peculiarities of its formation and development, the need to ensure the security of critical information infrastructure, countering information security incidents in transport. The priority importance of developing mechanisms for increasing the digital competence of personnel for the transport complex in the context of the implementation of the Concept until 2035 is proved.

Keywords: competence, digital economy, competence model, digital literacy, digital competence, digital technologies, transport educational organization, transport complex, key professional competencies.

 

  DOI: 10.55291/1999-480X-2023-2-18-22

 Проблема цифрового неравенства: подходы исследования

 Шестак В.А., Сливинская Н.Ю.

 Аннотация. Цель. Изучить и проанализировать правовую природу понятия «цифровое неравенство», подходов и особенностей к его толкованию, в том числе в образовательной среде, а также рассмотреть существующие методы, направленные на борьбу с соответствующим явлением. Методология. В рамках исследования были использованы сравнительный и структурно-функциональный методы исследования. Системный метод, который использовался при анализе действующих подходов к дифференциации уровней существующего неравенства, позволил выделить четыре сферы, в которых цифровой разрыв наиболее ощутим. В свою очередь, метод дедукции позволил охарактеризовать отельные особенности и основные положения каждого из подходов. Результаты. Цифровой разрыв является сложным и комплексным явлением. Так как каждый социум склонен к тому или иному виду стратификации, целесообразно было изучить проблему с точки зрения науки социологии, поскольку неравенство носит скорее социальный, нежели технологический характер. В рамках научной работы удалось установить четыре подхода к изучению данной проблематики: 1) демографический, 2) индивидуалистический, 3) городской и сельский, 4) глобальный. Исходя из особенностей каждого подхода, удалось проанализировать разрыв в каждом отдельном аспекте как на макро-, так и на микроуровнях. Более того, в каждом аспекте подхода были рассмотрены факторы, усугубляющие существующее неравенство, возможные превентивные меры и методы борьбы с ним.

Ключевые слова: права человека, образование, цифровое неравенство, цифровой разрыв, ИКТ, цифровые технологии, глобализация, COVID-19.

Abstract. Purpose. The purpose of the research is to study and analyze the legal nature of the concept of

«digital inequality», approaches and features to its interpretation, as well as to consider existing methods aimed at combating the relevant phenomenon. Methodology. In particular, while studying the legal nature of the concept of digital inequality, comparative and structural-functional research methods were used. The systematic method, which was used to analyze the current approaches to distinguish the levels of existing inequality, made it possible to identify four areas in which the effect of the digital divide is most appreciable. The deduction method made it possible to characterize the distinctive features and main provisions of each of the approaches. Results. Digital divide is a complex and multi-faceted phenomenon. Since every society is prone to one or another type of stratification, it is expedient to study the problem from the point of sociology science, since inequality has rather social than technological nature. Within the framework of scientific work, four approaches: 1) demographic, 2) individualistic,

3) urban and rural, 4) global have been analyzed to study the current problem. Based on the characteristics of each approach, it was possible to examine the gap in each separate aspect, both at the macro and micro levels. Moreover, the factors that exacerbate existing inequality and discuss the possible preventive measures and methods to combat them have been evaluated.**

Keywords: human rights, education, digital inequality, digital divide, information and communication technologies, digital technologies, globalization, COVID-19.

  

DOI: 10.55291/1999-480X-2023-2-23-25

 Правовой режим электронно-информационной образовательной среды высшей школы

 Абдусаламов Р.А.

 Аннотация. Цель исследования. Актуальность статьи заключается в изучении электронно-информационной образовательной среды высшей школы. На сегодняшний день широко применяются цифровые технологии в сфере высшего образования. Электронно-информационная образовательная среда высшей школы является частью образовательного процесса, отвечающей за ее эффективность. На сегодняшний день эффективность принятия решений в современном вузе во многом зависит от использования автоматизированных средств организации, анализа результатов образовательного процесса, оперативности получения необходимой информации. Методы исследования: аналитический метод, сравнительно-правовой, дедукция. Результаты. В работе рассмотрены вопросы, связанные с правовым регулированием использования и функционирования электронно-информационной образовательной среды высшей школы. Автором выявлены проблемы и направления совершенствования правового регулирования электронно-образовательной среды высшей школы.

Ключевые слова: образование, информация, информационные технологии, цифровая образовательная среда, информационное пространство, образовательный процесс, цифровые технологии, правовое регулирование, образовательные ресурсы.

 Abstract. Purpose. The relevance of the article lies in the study of the electronic information educational environment of higher education. Today, digital technologies are widely used in higher education. The electronic information educational environment of higher education is a part of the educational process responsible for its effectiveness. In modern conditions, the effectiveness of decision-making in a modern university largely depends on the use of automated organization tools, analysis of the results of the educational process, and the promptness of obtaining the necessary information. Methodology: analytical method, comparative legal method, deduction. Results. The paper deals with issues related to the legal regulation of the use and functioning of the electronic information educational environment of higher education. The author identified problems and directions for improving the legal regulation of the electronic educational environment of higher education.

Keywords: education, information, technologies information, digital educational environment, information space of technologies, educational process, digital technologies, legal regulation, educational resources.

  

 

DOI: 10.55291/1999-480X-2023-2-26-29

 Об итогах XIV Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности»

 Дорошков В.В.

 Аннотация. 21 апреля 2023 года в Москве (на базе МГЮА) при поддержке Россотрудничества состоялся XIV Международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», где на пяти региональных площадках (Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону, Симферополь и Москва) было зарегистрировано свыше 220 участников (включая 10 академиков, 32 доктора и 45 кандидатов наук по различным отраслям научных знаний) из 14 стран мира (включая все страны ЕАЭС и СНГ, страны БРИКС (Китая, Индии, Бразилии), а также Сербии, Болгарии и Израиля). На Форуме были заявлены представители от 9 международных и межгосударственных органов и организаций, 6 государственных академий наук, 35 академических институтов и ведущих вузов, 13 министерств и ведомств стран СНГ, а также Центрального банка, Счетной Палаты, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета России, Верховного Суда РФ, более 60 предприятий и организаций от основных интегрированных структур из 44 регионов России (от Владивостока до Крыма и Донбасса). В основном пленарном докладе «Рынок интеллектуальной собственности как условие технологического суверенитета и приоритет евразийской интеграции в многополярном мире» и проекте итогового документа Форума была приведена презентация ежегодного аналитического доклада РНИИИС «О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС и СНГ в 2022 году и перспективы евразийского рынка интеллектуальной собственности на период до 2030 года», который РНИИИС готовит с 2008 года. При обсуждении доклада на двух пленарных и пяти сессионных заседаниях было представлено более 70 докладов и выступлений. Итоги и рекомендации участников Форума направлены в адрес руководителей высших органов власти и академий наук стран СНГ и ЕАЭС, а также в адрес руководителей международных организаций (ВОИС, ЮНЕСКО, ВТО) и межгосударственных объединений (СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС). Подробный отчет об итогах Форума на русском и английском языках размещен на сайте дирекции Форума (https://rniiis.ru, https://rniiis.com), представлен в журналах – информационных партнерах Форума и в сборнике документов Форума в печатном и электронном виде. В статье освещаются кратко его итоги.

Ключевые слова: международный форум, инновационное развитие, рынок интеллектуальной собственности, цифровая экономика, конкурентоспособность, международное право, контрафакт, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС.

 Abstract. April 21, 2023 in Moscow (on the basis of the Moscow State University named after O. E. Kutafin) The XIV International Forum «Innovative Development through the Intellectual Property Market» was held, where over 220 participants (including 10 academicians, 32 doctors and 45 candidates of sciences in various fields of scientific knowledge) from 14 countries (including all the EAEU and CIS countries, BRICS countries (China, India, Brazil), as well as Serbia, Bulgaria and Israel). Representatives from 9 international and interstate bodies and organizations, 6 state academies of sciences, 35 academic institutes and leading universities, 13 ministries and departments of the CIS countries, as well as the Central Bank, the Accounts Chamber, the Prosecutor General’s Office and the Investigative Committee of Russia, the Supreme Court of the Russian Federation, more than 60 enterprises and organizations from the main integrated structures from 44 regions of Russia (from Vladivostok to Crimea and Donbass). In the main plenary report «The intellectual property market as a condition of technological sovereignty and the priority of Eurasian integration in a multipolar world» and the draft final document of the Forum, the presentation of the annual analytical report of the RNIIIS «On the state of legal protection, use and protection of intellectual property in the EAEU and CIS countries in 2022 and the prospects of the Eurasian intellectual property market for the period until 2030», which the RNIIIS has been preparing since 2008. During the discussion of the report, more than 70 reports and speeches were presented at two plenary and five breakout sessions. The results and recommendations of the Forum participants were sent to the heads of the highest authorities and academies of sciences of the CIS and EAEU countries, as well as to the heads of international organizations (WIPO, UNESCO, WTO) and interstate associations (CIS, EAEU, SCO, BRICS). A detailed report on the results of the Forum in Russian and English is available on the website of the Forum Directorate (https:// rniiis.ru, https://rniiis.com), is presented in the journals of the Forum’s information partners and in the collection of Forum documents in printed and electronic form. The article briefly highlights its results.

Keywords: international forum, innovative development, intellectual property market, digital economy, competitiveness, international law, counterfeit, CIS, EAEU, SCO, BRICS.

 

 DOI: 10.55291/1999-480X-2023-2-30-47

 ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ Рекомендации участников XIV Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности»

 Аннотация. Участники XIV Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», прошедшего 21 апреля 2023 года в Москве (на базе МГЮА им. О. Е. Кутафина), приняли итоговый документ – рекомендации, которые содержат результаты анализа состояния права, экономики и управления в сфере интеллектуальной собственности в странах СНГ и ЕАЭС с учетом опыта стран БРИКС и перечень конкретных мер по следующим пяти направлениям: 1) стратегия конкурентоспособности в цифровой экономике в многополярном мире, 2) правовая охрана объектов интеллектуальной собственности и гармонизация законодательства, 3) экономика интеллектуальной собственности и инновации, 4) правовая защита интеллектуальной собственности, 5) централизация регулирования и администрирования в сфере интеллектуальной собственности как условие конкурентоспособности. Итоговый документ – рекомендации Форума – отражает основные положения ежегодного аналитического доклада РНИИИС «О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в ЕАЭС и СНГ в 2022 году». Итоговый документ направлен в международные и межгосударственные организации (ООН, ВОИС, ВТО, ЮНЕСКО, ШОС, БРИКС, СНГ, ЕЭК ЕАЭС, Союзное государство) и в высшие национальные органы государственной власти и академии наук стран СНГ и ЕАЭС. Полная версия итогового документа на русском и английском языках размещена на сайте РНИИС как дирекции Форума (https://rniiis.ru, https://rniiis.com).

Abstract. Participants of the XIV International Forum «Innovative Development through the Intellectual Property Market», held on April 21, 2023 in Moscow (on the basis of the Kutafin Moscow State Law University), adopted a final document – recommendations that contain the results of an analysis of the state of law, economics and management in the field of intellectual property in the CIS and EAEU countries, taking into account the experience of the countries BRICS and a list of specific measures in the following five areas: 1) strategy of competitiveness in the digital economy in a multipolar world, 2) legal protection of intellectual property objects and harmonization of legislation, 3) economics of intellectual property and innovation, 4) legal protection of intellectual property, 5) centralization of regulation and administration in the field of intellectual property as a condition of competitiveness. The final document – recommendations of the Forum reflects the main provisions of the annual analytical report of the RNIIIS «On the state of legal protection, use and protection of intellectual property in the EAEU and the CIS in 2022». Final document sent to international and interstate organizations (UN, WIPO, WTO, UNESCO, SCO, BRICS, CIS, EEC, EAEU, Union State) and to the highest national authorities and academies of sciences of the CIS and EAEU countries. The full version of the final document in Russian and English is available on the website of the RNIIIS as the directorate of the Forum (https://rniiis.ru, https://rniiis.com).